top of page

Китайские автомобили на российском вторичном рынке: надёжность и преимущества


несколько китайских авто разных цветов
основные марки и модели китайских авто представленные на рынке СНГ

Введение



Китайские автомобили стремительно завоёвывают долю российского рынка подержанных машин. В 2024 году россияне купили с рук 228,6 тыс. подержанных машин китайских марок – на 57% больше, чем годом ранее . Хотя их доля во «вторичке» пока еще невелика (около 5,6% в 2024 г. против 2,2% в 2023 г. ), тренд очевиден: доверие к «китайцам» растёт. Цель этого обзора – подробно разобраться, насколько надёжны популярные китайские модели бюджетного и среднего сегмента, представленные на вторичном рынке РФ, и сравнить их с привычными конкурентами вроде Volkswagen Polo и Kia Rio. Мы рассмотрим происхождение брендов и технологий, используемые материалы кузова и салона, ресурсы основных агрегатов, а также реальные отзывы владельцев о надежности, комфорте и расходах на содержание. В заключение сделаем вывод, почему в 2024–2025 годах покупка китайского авто – разумный выбор для российского потребителя.

Самые популярные китайские авто с пробегом в России



По данным «Автостат-Инфо», самым массовым брендом среди подержанных китайских машин в 2024 году стала Chery – перепродано 57,3 тыс. шт. (+35% к 2023) . На втором месте – Geely с 48,3 тыс. шт. (+44%) . Третье место занял Haval: хотя перепродаж было меньше (29 тыс.), рост впечатляющий (+144%) . Стремительно набирают популярность и Changan (+235%, до 10,9 тыс.) – хотя по абсолютным числам он пока позади лидеров. Для сравнения, еще несколько лет назад в тройку лидеров входил бренд Lifan , но после ухода этой марки с рынка его место заняли новые сильные игроки.


Среди конкретных моделей самый популярный китайский автомобиль с пробегом – кроссовер Geely Coolray: в 2024 году его выбрали 11 тыс. покупателей (+137% к прошлому году) . На втором месте – Haval Jolion (9,5 тыс., +197%) . Замыкает тройку семейство Chery Tiggo – совокупно ~8,9 тыс. перепродаж (небольшое снижение на 3%) . Таким образом, именно современные компактные кроссоверы стали локомотивом роста китайского сектора на «вторичке». Кроме них, заметны продажи и других моделей: например, Geely Atlas (NL-3), Haval F7/F7x, Chery Tiggo 7 Pro, Changan CS35/CS55, а в нише пикапов – Great Wall Wingle.


Стоит отметить, что и на рынке новых автомобилей китайцы уже доминируют: так, в феврале 2024 года самым продаваемым автомобилем иностранной марки в РФ был именно Haval Jolion . Эта волна популярности новых машин через 1–3 года непосредственно транслируется в рост предложения на вторичном рынке. Далее рассмотрим подробнее наиболее знаковые модели – легковой седан, кроссоверы и пикап – чтобы выяснить, чем они привлекают покупателей и насколько надежны в эксплуатации.

Geely Coolray – «почти Volvo» из Китая


Китайский автомобиль Geely Coolray на мосту на фоне города
Geely Coolray – компактный городской кроссовер

Geely Coolray – компактный городской кроссовер, ставший самым популярным подержанным «китайцем» в РФ . Построен на платформе BMA, отличается броским дизайном в спортивном стиле и богатым оснащением для своего класса.


Происхождение и производство: Марка Geely – один из крупнейших частных автопроизводителей Китая, основана в 1986 году. Geely владеет брендами Volvo, Lotus, Proton и др., что отражается на технологиях ее моделей. Кроссовер Coolray (китайское название Geely Binyue) выпускается с 2018 г. Его дизайн разрабатывался международной командой под руководством бывшего дизайнера Volvo Питера Хорбери. Для рынка РФ Coolray сначала поставлялся из Китая, а с 2023 года сборку налажили на заводе «БелДжи» в Беларуси (под именем BelGee Coolray X50). Это обеспечило бесперебойные поставки и адаптацию модели к нашим условиям.


Дизайн и материалы: Geely Coolray выглядит современно и динамично – агрессивная оптика, двухцветная окраска, спойлер. Дизайнеры явно вдохновлялись хот-хэтчами и кросс-купе. Кузов – несущая стальная конструкция, применяются высокопрочные стали в каркасе безопасности. Оцинковка кузова по отзывам владельцев добротная – случаи сквозной коррозии не отмечаются даже в регионах с агрессивными реагентами. Лакокрасочное покрытие у Coolray среднее по твердости: некоторые владельцы жалуются на сколы на капоте и бамперах при интенсивной эксплуатации без защиты пленкой . Салон для бюджетного сегмента очень неплох: уже в средних комплектациях – комбинация мягкого пластика и эко-кожи, виртуальная приборная панель, большой экран мультимедиа. По отзывам, уровень подгонки деталей высокий, ничего не скрипит даже спустя несколько лет пробега. В рейтинге Auto.ru владелицы ставят Coolray высокие оценки за внешний вид (4,8/5) и качество салона (4,6/5) , отмечая, что интерьер выглядит дороже своей цены.


Техника и агрегаты: Главная гордость Coolray – это силовой агрегат, созданный в сотрудничестве с Volvo. Бензиновый 1.5-литровый турбомотор (JLH-3G15TD)трехцилиндровый, 150 л.с., полностью алюминиевый, с непосредственным впрыском и гидрокомпенсаторами в ГРМ . Фактически это адаптированный китаецами двигатель Volvo серии B3154T . Инженеры Geely доработали его под более простое топливо и климат. Эксперты отмечают, что при использовании качественного масла и бензина мотор не доставляет проблем и не склонен к вибрациям или нагару как минимум до 100 тыс. км . Конструкция современная: алюминиевый блок облегчает вес, турбокомпрессор – от Honeywell, топливная система – Bosch. Рекомендуется масло с заменой каждые 8–10 тыс. км и бензин не ниже АИ-95 для максимального ресурса. Оценочно двигатель способен пройти 200–250 тыс. км до серьезного ремонта при соблюдении регламента – такие пробеги для него еще впереди, но предпосылки позитивные (ресурс турбины обычно ~150 тыс. км, после чего может потребовать внимания – что характерно для всех турбо).


В пару к мотору идет современная трансмиссия – роботизированная 7-ступ. коробка FEV 7DCT330 с двумя мокрыми сцеплениями . Эта коробка разработана совместно с немецкой инжиниринговой фирмой FEV и по конструкции близка к аналогам Volkswagen DSG последнего поколения . Она обеспечивает быстрые переключения и экономичность. Специалисты оценивают ресурс китайского «робота» примерно в 250 тыс. кмпробега . На практике это означает, что примерно к 120–150 тыс. км, возможно, потребуется замена сцеплений (расходный ремонт, сравнимый по стоимости с заменой сцепления на механике) . В остальном серьезных нареканий к надежности этой КПП нет – случаи массовых отказов отсутствуют. Для консервативных покупателей Geely также предлагала Coolray с классическим 6-ступенчатым «автоматом» (лицензионная Aisin) на некоторых рынках, но в Россию ввозились в основном версии с роботом и передним приводом. Полного привода у Coolray нет (платформа BMA – переднеприводная), но для городского кроссовера это не критично.


Надёжность и отзывы владельцев: Geely Coolray зарекомендовал себя как надежный автомобиль при правильном обслуживании. Большинство владельцев первых релизов (2019–2020 гг.) уже проехали по 50–70 тыс. км без существенных проблем. В отзывах на Drom.ru многие хвалят динамику разгона (0–100 км/ч ~8 сек), экономичность (7–8 л/100 км), информативное рулевое и прочную подвеску . Владельцы отмечают, что двигатель и коробка – понятные и надёжные агрегаты , хорошо согласованы друг с другом. Из мелочей чаще всего упоминаются: слабый штатный свет фар (лечится заменой ламп), «мягкий» лак кузова, из-за чего легко появляются царапины, и невысокая шумоизоляция колесных арок (типично для класса B-SUV). Случаи серьезных поломок редки. При пробегах ~100 тыс. км иногда выходит из строя кислородный датчик или возникает шум ремня навесного – проблемы не критичные. Российский автожурналист Зиновьев из «За рулём» назвал Coolray «почти Volvo» и подчеркнул, что при соблюдении всех регламентов по маслу и топливу двигатель спокойно проходит первые 100 тысяч без особых хлопот . А ресурс связки 1.5 турбо + 7DCT, по его мнению, сопоставим с европейскими аналогами и способен достичь четверть миллиона километров .


Вывод по модели: Geely Coolray демонстрирует, насколько продвинулся китайский автопром. Получив технологии от Volvo и других партнёров, Geely создала компактный кроссовер с привлекательным дизайном, современным турбомотором и высоким уровнем комфорта. На вторичном рынке Coolray ценят за сочетание динамики, экономичности и надежности ключевых узлов. В классе компакт-SUV ему противостоят Hyundai Creta, KIA Seltos и др., но Coolray нередко выигрывает по оснащению и не уступает по надёжности. За 3–4 года массовой эксплуатации в РФ не выявлено системных проблем ни по двигателю, ни по коробке – важный показатель доверия.

Haval Jolion – бестселлер нового поколения


Красный Haval Jolion стоит на горе на фоне города

Haval Jolion – компактный кроссовер от Great Wall Motor, отличающийся яркой внешностью и широким набором опций. В 2024 году Jolion стал самым продаваемым новым кроссовером иностранной марки в России , что подтверждает его популярность и на вторичном рынке.


Марка и производство: Haval – суббренд китайского концерна Great Wall Motors (GWM), специализирующийся на кроссоверах и внедорожниках. Great Wall известен своими пикапами и SUV с 1990-х годов, а бренд Haval запущен в 2013 г. Кроссовер Haval Jolion (в Китае – Haval Chulian) дебютировал в 2020 году и быстро стал мировым бестселлером GWM. С 2021 года Jolion выпускается и в России: GWM построил в Тульской области завод полного цикла, где налажена крупноузловая сварка, окраска и сборка моделей Haval . По данным компании, под Тулой сейчас производят почти весь модельный ряд: Jolion, F7/F7x, Dargo, H9 . Локальное производство облегчает доступность запчастей и адаптацию техники к нашим реалиям (в том числе появляется локализация компонентов, например, в 2024 г. открыт цех по выпуску двигателей 1.5 и 2.0 для Haval ).


Дизайн и особенности конструкции: Внешность Jolion создана под руководством Фила Симмонса – дизайнера, ранее работавшего над Range Rover Velar . Это проявляется в эффектной облицовке радиатора, LED-оптике и подтянутых пропорциях кузова. Jolion построен на новой модульной платформе GWM L.E.M.O.N., предполагающей улучшенную пассивную безопасность и снижение массы. Кузов – стальной, с программируемыми зонами деформации. По данным Haval, доля высокопрочных сталей в каркасе превышает 70%, кузов оцинкован. Реальные владельцы отмечают, что претензий к качеству окраски и кузова нет – даже после 2–3 зим коррозия нигде не проявляется (были единичные случаи жучков на задней двери у ранних машин, устраненные по гарантии ). Габаритный клиренс Jolion – около 168 мм (по замерам Авто.ру) – умеренно подходит для города и умеренного бездорожья . Подвеска – полностью независимая (спереди МакФерсон, сзади многорычажка), настроена в сторону комфорта. В салоне Haval сделал ставку на современный дизайн: двойные экраны (приборы и мультимедиа), минимум физических кнопок, «парящий» селектор КПП. Материалы отделки для своего сегмента достойные: мягкий пластик передней панели, кожзам на сиденьях в богатых версиях, атмосферная подсветка. Пространства много – по ширине и запасу места сзади Jolion ближе к классу C. Некоторые эргономические решения спорны (например, отсутствует продольная регулировка рулевой колонки ), однако в целом владельцы довольны комфортом и вместимостью: «Салон просторный, музыка на твёрдую 4, двигатель в салоне не слышно» – пишет один из владельцев . Отдельного упоминания заслуживает обилие электронных ассистентов: уже в базе Jolion оснащается системами ESP, мониторингом давления в шинах, камерами, а топовые версии имеют адаптивный круиз, удержание в полосе, автопарковщик и пр. Правда, некоторые функции требуют привыкания – к примеру, ассистент удержания полосы порой излишне навязчив и не полностью отключается, что отмечали журналисты .


Двигатель и трансмиссия: Все Jolion для РФ оснащаются бензиновым 1.5-литровым турбомотором GW4B15. Это рядный 4-цилиндровый двигатель собственной разработки Great Wall. В ранних версиях он выдавал 143 л.с. и 210 Н∙м (турбина с невысоким наддувом, впрыск – распределенный, топливо АИ-92 допускается ). С 2023 года на часть комплектаций устанавливается модернизированный вариант GW4B15B (150 л.с., 230 Н∙м) с непосредственным впрыском и доработанной турбиной – его крутящий момент выше, а расход топлива чуть ниже. Блок цилиндров двигателя – из чугуна (что повышает надёжность при нагреве), головка – алюминиевая 16-клапанная с фазовращателями. Мотор не форсирован чрезмерно (около 95–100 л.с. с литра), что вселяет уверенность в его ресурсе. Журналисты отмечают, что китайцы избегают предельных настроек на массовых моделях: для сравнения, европейцы обычно тоже держат форсировку до ~100 л.с./л в повседневных авто . Таким образом, можно рассчитывать на пробег 200+ тыс. км до серьезных проблем с двигателем – при условии регулярной замены масла (раз в 8–10 тыс. км) и использования качественного топлива (желательно всё-таки АИ-95, несмотря на допустимый 92-й). Типичные слабые места 4B15, выявленные на форумах: иногда отмечают небольшой шум цепи ГРМ на холодную (решается заменой натяжителя по гарантии), и чувствительность к перегреву – рекомендуется не глушить двигатель сразу после длительной нагрузки, давая турбине остыть (правило актуально для всех турбомоторов). В целом же серьезных нареканий по мотору Jolion нет: даже таксопарки в крупных городах отзываются, что двигатели выхаживают по 100 тыс. км без потери компрессии.


Трансмиссия у Jolion – 7-ступенчатый преселективный робот Getrag 7DCT (лицензионное производство в Китае) либо 6-ступенчатая механика на базовых версиях. В России подавляющее большинство машин – с «роботом» и передним приводом, хотя есть модификации 4×4 с подключаемой задней осью (муфта BorgWarner). Робот аналогичен по конструкции коробке Geely: два мокрых сцепления, заявленный ресурс около 150–200 тыс. км до обслуживания. Владелец Юрий с Auto.ru отмечает: «Мотор и коробка хорошо взаимодействуют, мощности хватает… машина ведет себя достойно» . Переключения передач достаточно плавные, хотя на абсолютно холодную коробка может задумываться (нормально для DCT). Масло в трансмиссии желательно менять каждые ~60 тыс. км для продления ее жизни. На пробегах до 50–60 тыс. существенных сбоев по КПП не отмечено; единичные случаи перегрева при длительном движении в пробках устранялись обновлением прошивки блока управления.


Надёжность и мнения владельцев: Haval Jolion – сравнительно свежая модель, но статистика первых лет эксплуатации обнадеживает. Российское издание Quto.ru проанализировало десятки отзывов и пришло к выводу: «С замиранием сердца изучали мы статистику “живучести” Haval Jolion и не увидели ничего ужасного. Более того, владельцы, как правило, оценивают надежность на 4–5 баллов. Как минимум на первых порах всё очень даже неплохо!» . Многие владельцы за 1–2 года проехали 30–40 тыс. км и отмечают, что поломок по сути не было. Вот характерные примеры:


  • «За 28 тысяч километров гонял ее в хвост и гриву – бордюры, лежачие на 80 км/ч, гонки – выдержала всё без единой поломки», — пишет пользователь Кирилл .

  • «Качество сборки – претензий нет, за 30 000 пробега нигде ничего не гремит и не стучит. Проехали 5 стран вдоль и поперек – ни разу не подвела», — делится владелец Евгений .



Такие отзывы показывают, что Jolion в целом надежен в ежедневной эксплуатации. Разумеется, отмечаются и нюансы/минусы, о которых следует знать: некоторые жалуются на высоковатый расход топлива в городе – ~10 л/100 км (виной настройка турбомотора в паре с ДКПП, стремящаяся к динамике) . Не всем нравится работа штатных дворников – часть владельцев советует заменить их на нештатные сразу при покупке . Еще одна мелочь – скрип колодок тормозов в сырую погоду, хотя ресурс тормозных механизмов нормальный . Из редких проблем можно упомянуть электронику: были случаи, когда «глючил» климат-контроль (смесь холодного и горячего воздуха ) или зависала мультимедиа. Как правило, дилеры оперативно обновляют ПО или меняют по гарантии блоки (например, отмечались отказы камеры заднего вида, которые решались заменой камеры на обновленную по гарантии ). Большинство владельцев относятся к этим недочетам спокойно, понимая, что сложные системы в любых современных авто не идеальны – схожие претензии бывают и к корейским, и к европейским моделям. Кстати, что примечательно, традиционные опасения насчет китайских авто – «ржавеет кузов», «сыплется подвеска», «воняет пластик» – в случае Jolion не подтвердились по отзывам. Кузов оказался достаточно стойким (гарантия на сквозную коррозию 6 лет), подвеска хорошо держится (спокойно ходит 50–70 тыс. км без замен, благодаря простоте конструкции и усиленным сайлентблокам для РФ). Запах пластика в новом салоне выветривается за пару месяцев; материалы отделки по качеству не хуже, чем в Hyundai Creta, а некоторые владельцы считают их даже лучше, чем у конкурентов (например, на Chery-форуме отмечали, что у Kia Rio X-Line пластик салона ощутимо жестче и дешевле на ощупь, чем у Chery Tiggo ).


Итог по Jolion: Этот кроссовер стал воплощением нового уровня китайского автопрома – с привлекательной внешностью от европейского дизайнера, локализованным производством и ориентиром на экспортные стандарты качества. На вторичном рынке Haval Jolion пользуется устойчивым спросом благодаря сбалансированности: у него современный экономичный двигатель, надежная трансмиссия, богатое оснащение (что выделяет его на фоне одноклассников вроде Hyundai Creta, Renault Kaptur) и при этом относительно доступные цены на запчасти (наличие завода в РФ способствует этому). Владельцы в массе довольны ресурсом автомобиля и отмечают лишь мелкие недочеты. За первые ~3 года массовой эксплуатации Jolion зарекомендовал себя как крепкий «середняк» без ярко выраженных слабых узлов. Конечно, основной экзамен – это пробеги за 100–150 тыс. км, но есть основания полагать, что при должном уходе Jolion его успешно выдержит. По крайней мере, на дистанции в 30–50 тыс. км подавляющее число машин не столкнулось ни с одной серьезной неисправностью , а это лучший аванс доверия для потенциальных покупателей.

Chery Tiggo 7 Pro – комфортный кроссовер с растущей репутацией



Марка и история модели: Chery Automobile – государственный автопроизводитель из Китая, основанный в 1997 году. Первые Chery появились в России еще в середине 2000-х (печально известный Amulet и кроссовер Tiggo первой генерации). К 2020-м годам Chery совершила технический рывок: компания приглашала иностранных специалистов (например, дизайнера Порше Хакана Саракоглу и инженеров из Lotus и AVL), наладила сотрудничество с ведущими поставщиками и запустила премиум-линейки (Exeed, Omoda). Chery Tiggo 7 Pro – кроссовер класса компакт/средний, дебютировал в РФ осенью 2020 года и сразу стал бестселлером марки (входит в топ-5 самых продаваемых SUV в 2022–2023 гг. ). Tiggo 7 Pro пришел на смену более раннему Tiggo 5/7, значительно прибавив в дизайне и качестве. Производство налажено в Китае (заводы в Уху и Даляне); в России модель продается через официальную дистрибьюцию, локальной сборки пока нет, хотя велись переговоры о сборке на Автоторе. На вторичном рынке уже присутствует много предложений Tiggo 7 Pro 2020–2022 гг., часто от первых владельцев, обновивших парк.


Дизайн, кузов и интерьер: Внешность Tiggo 7 Pro разрабатывалась в новом шанхайском дизайн-центре Chery с участием международной команды. Кроссовер получил выразительную переднюю часть с большой «бриллиантовой» решеткой, узкими LED-фарами и хромированными акцентами – без откровенного копирования европейцев, собственный стиль. По размерам Tiggo 7 Pro сопоставим с Kia Sportage предыдущего поколения. Кузов – стальной несущий, с хорошей антикоррозионной обработкой: в независимом исследовании CarPrice состояние кузовов 2–4-летних Chery оказалось чуть лучше среднего по рынку – стереотип о «ржавых китайцах» не подтвердился . В частности, «китайская продукция оказалась чуть лучше среднего» по коррозии кузова . Chery заявляет о двухстороннем гальваническом цинковании ключевых панелей. Гарантия от сквозной коррозии на Tiggo 7 Pro составляет 5 лет или 150 тыс. км – вполне на уровне мировых стандартов.


Интерьер Tiggo 7 Pro произвел фурор среди российских автолюбителей: за умеренные деньги покупатель получает салон, оформленный «по-премиальному». Центральная консоль сдвоенная (верхний 10-дюймовый экран мультимедиа и ниже блок сенсорного управления климатом), цифровая приборная панель 7” или 12” в максималке, аккуратный селектор передач, атмосферная подсветка. Материалы отделки радуют: мягкий пластик, вставки «под металл», сиденья обшиты экокожей. Как признался один из владельцев: «Внутренняя отделка приятная даже после премиум-класса» – человек сравнивал со своим опытом владения Mercedes ML и остался доволен качеством салона Chery. Другой нюанс – богатое оснащение: Tiggo 7 Pro уже в средней комплектации имеет камеру 360°, электропривод багажника, подогревы всех сидений и руля, бесключевой доступ и т.д., что выгодно отличает его от одноклассников (у того же Kia Sportage подобных опций в базовых версиях не было). В целом по комфорту, простору и оснащению Tiggo 7 Pro конкурирует с корейскими кроссоверами (Sportage, Tucson), но предлагается дешевле на вторичке, что привлекает многих.


Техническая начинка: Tiggo 7 Pro построен на платформе T1X собственной разработки Chery. Передняя подвеска – МакФерсон, задняя – многорычажная независимая, настройка – комфортная, с мягким ходом. Под капотом – бензиновый турбомотор 1.5 ACTECO (серия E4T15C) мощностью 147 л.с., 210 Н∙м. Этот двигатель Chery разработала совместно с австрийской фирмой AVL List GmbH , которая помогала китайцам со времён первых Acteco. По условиям соглашения Chery считается официальным разработчиком, хотя значительная часть компонентов – от глобальных производителей . Конструкция мотора весьма современная: чугунный блок цилиндров для увеличения ресурса, интегрированный в головку выпускной коллектор (для быстрого прогрева двигателя и катализатора) , турбокомпрессор от Honeywell, система изменения фаз от BorgWarner, топливная система – распределённый впрыск MPI (т.е. нет проблем с нагаром на клапанах, как у многих моторов GDI). Интегрированный выпускной коллектор имеет плюс экологичности, но накладывает требование: бережный прогрев – не давать мотору максимальную нагрузку в первые минуты после холодного старта, чтобы избежать локального перегрева ГБЦ . При соблюдении этого простого правила двигатель не склонен к деформациям. Заявленный ресурс двигателя – порядка 250–300 тыс. км при условии замены масла каждые 10 тыс. км и бережной эксплуатации. Некоторые энтузиасты уже разобрали этот мотор после 100 тыс. км пробега – износа практически не обнаружено, агрегат обещает долгую жизнь.


Слабые места 1.5 Turbo от Chery, о которых упоминают: чувствительность к перегреву (как уже сказано – важен грамотный прогрев/охлаждение), возможный преждевременный выход из строя термостата и помпы к ~80–100 тыс. км (компоненты недорогие, производятся поставщиком Gates, меняются по регламенту). В целом же каких-либо массовых проблем (типа «масложор» или стук вкладышей) за мотором Tiggo 7 Pro не числится.


В паре с двигателем у Tiggo 7 Pro работает вариатор CVT9 (производства китайской фирмы Punch – бывшее подразделение ZF). Это бесступенчатая трансмиссия, настроенная на плавность хода. При бережном обращении ресурс вариатора оценивается не менее 150 тыс. км до возможного вмешательства (замена ремня или конусов). Однако владельцы отмечают один нюанс: чтобы обеспечить приемлемую динамику тяжелого кроссовера, вариатор настроен агрессивно – при резких ускорениях повышает обороты и может приводить к увеличенному расходу топлива (в городе 10–12 л/100 легко достигается ). Поэтому Tiggo 7 Pro нельзя назвать экономичнее соперников – плата за турбо и CVT. Зато разгоняется он шустро и без «провалов», что подтверждают отзывы. В 2023 году Chery начала устанавливать на полноприводную версию Tiggo 7 Pro Max новый 1.6-литровый турбомотор (150 л.с., 275 Н∙м) вместе с 7-ступенчатым преселективным «роботом» . Эта связка еще более динамична и экономичнее на трассе, однако на вторичке пока редкость. Основной парк Tiggo 7 Pro – это переднеприводные 1.5 CVT.


Надёжность и опыт эксплуатации: Как же проявили себя «семёрки» Chery за три года на наших дорогах? В целом – довольно неплохо. Журнал «За рулём» специально изучил надежность Tiggo 7 Pro с пробегом и выявил лишь несколько типовых претензий, не влияющих на ходимость агрегатов . Плюсы, по опыту владельцев, следующие: прочность кузова и ЛКП – никаких массовых случаев ржавчины, а от сколов помогают защитные пленки; ресурс моторов – до 300 тыс. км без капремонта ; комфорт подвески и салона – мягкий ход, хорошая шумоизоляция для своего класса , богатое оснащение «теплыми опциями» для российского климата (обогревы, утеплители). Многие отмечают отсутствие вибраций и шума от силового агрегата – трехцилиндровых моторов тут нет, а 4-цилиндровый 1.5 работает тихо. «Красивая, неплохо едет, щедро оснащена. До 3–5 тысяч км вообще ничего не ломается», – пишет редакция ЗР про первые впечатления от Tiggo 7 Pro .


Конечно, по мере набора пробега стали проявляться незначительные минусы. Среди них: повышенный аппетит – как упоминалось, 9–12 л/100 км в зависимости от условий ; небольшой объем бака (51 л) – при таком расходе запас хода скромный, приходится чаще заезжать на заправки . Некоторые владельцы сразу меняют дворники – штатные могут оставлять полосы . Периодически зимой поскрипывают тормозные колодки – это не дефект, а особенность материала (скрип пропадает после прогрева тормозов). Были единичные жалобы на «мягкое ЛКП»– мол, легко царапается. Однако случаи реального облезания краски редки: известен эпизод, когда на машине после 30 тыс. км начала отходить краска на задних арках, и пример появления ржавчины на кромке двери через год . Оба случая решались по гарантии (производитель дает 5 лет гарантии на лакокрасочное покрытие) . Электроника также не вызывает крупных нареканий, за исключением некоторых недоработок интерфейса: Bluetooth мог нестабильно сопрягаться с телефоном, круиз-контроль «думает» прежде чем откликнуться – но все это мелочи, которые если и раздражают, то лишь самых требовательных пользователей .


Интересно, что владельцы Chery Tiggo 7 Pro в отзывах обычно ставят автомобилю оценку надежности 4–5 из 5 . Среди китайских моделей этого класса Tiggo получил репутацию надежного в плане «железа». Большинство сходятся во мнении, что «ехать можно и даже с удовольствием», никакого «ужаса-кошмара» в эксплуатации нет . Например, один владелец проехал 22 тыс. км за полтора года и столкнулся лишь с одним гарантийным ремонтом – заменой датчика ABS . Другой поделился, что за 40 тыс. км вообще не обращался к дилеру, кроме плановых ТО: «машина не подвела ни разу». Таким образом, по состоянию на 2023 год Chery Tiggo 7 Pro зарекомендовал себя вполне достойно.


Итог по модели: Chery Tiggo 7 Pro – пример того, как китайский автопроизводитель может предложить продукт, близкий к мировому уровню. Этот кроссовер соблазняет дизайном и комфортом, а в долгосрочной надежности пока не замечен в серьезных проблемах. Да, у него есть недостатки (аппетит, «особенности национальной электроники» и т.д.), но ключевые узлы – мотор, трансмиссия, подвеска, кузов – показали хорошую выносливость. Покупатели, выбирающие Tiggo 7 Pro на вторичке, в основном получают еще свежую машину (2–3 года от роду) с остаточной гарантией, богатой комплектацией и ресурсом, сопоставимым с корейскими и европейскими аналогами. Это делает его очень привлекательным вариантом за свои деньги.



Great Wall Wingle 7 – бюджетный пикап на каждый день



Помимо легковых моделей и кроссоверов, Китай давно присутствует в сегменте утилитарных пикапов. В России наиболее известна линейка Great Wall Wingle. Эти пикапы продавались как новыми (особенно в 2010-е), так и сейчас широко представлены на вторичном рынке как недорогие рабочие «лошадки».


Происхождение: Great Wall начал производство пикапов еще в 1990-х (модели Deer, Sailor), скопированных с японских Toyota/Holden. Wingle – более современное семейство, появившееся в 2006 г. Wingle 5 и обновленный Wingle 7 стали довольно популярны на рынке РФ благодаря низкой цене и простоте. Сегодня Great Wall продвигает новое поколение пикапов (серия Poer), однако Wingle 7 остаётся актуальным как более доступный вариант. Эти машины оснащались как бензиновыми, так и дизельными моторами. Сборка для РФ ранее осуществлялась мелкоузловым методом – часть машин приходила из Китая, часть собиралась в России (в 2010-х некоторое количество Wingle 5 собирали на заводе в Гжели, Московская обл.). Сейчас новые Wingle 7 предлагаются под брендом GWM через дилеров (примерная цена ~2,3 млн руб), а на вторичке можно найти множество Wingle с пробегом 5–10 лет стоимостью 0,6–1,5 млн руб – конкурентов отечественным УАЗ Пикап.


Конструкция и материалы: Wingle – классический пикап: рамная конструкция, подключаемый полный привод Part-Time (жестко подключаемая передняя ось, понижающая передача), зависимая рессорная задняя подвеска. Кузов и рама сделаны из обыкновенной стали без изысков. Качество антикоррозийной защиты у ранних машин было посредственным: владельцы Wingle 3/5 отмечали, что «кузов плохо покрашен, ржавчина быстро появляется» – особенно страдали рама и арки при интенсивной эксплуатации. Wingle 7 улучшился: завод учёл ошибки, и коррозионная стойкость несколько выросла, однако до уровня японских пикапов все же не дотягивает. Желательно проводить доп. антикор (многие владельцы это делают). В салоне Wingle всё утилитарно: жесткий пластик, минимум опций, простая приборка. В Wingle 7 добавили мультимедиа с экраном и кондиционер даже в базе, что улучшило восприятие. Тем не менее, по меркам легковушек, комфорт спартанский – шумка слабая, на кочках кузов трясёт (особенность всех рамников с рессорами). Безопасность тоже формальная: две подушки и ABS, краш-тесты по нынешним меркам скромные (но аналогично у УАЗа). Зато ремонтопригодность высокая – кузовные элементы крепятся на болтах, рамная компоновка позволяет многое починить «молотком и сваркой» при необходимости.


Двигатели и агрегаты: Great Wall в Wingle использовал проверенные сторонние технологии. Например, бензиновые моторы – лицензионные Mitsubishi 4G69 (2.4 л, ~130 л.с.) – простой атмосферник с чугунным блоком, цепным ГРМ и ресурсом за 300 тыс. км при минимальном уходе. Такие стоят на многих Wingle 3/5. Дизельные версии оснащались двигателями, разработанными Great Wall на базе технологий Bosch и Isuzu: сначала это был 2,8-литровый дизель GW2.8 (не турбо, 95 л.с.), затем современный 2.0-литровый турбодизель GW4D20 (139–150 л.с.). Последний имеет систему common rail от Bosch, интеркулер и обеспечивает приемлемую динамику. Кстати, дизель GW4D20 – это модифицированный под Евро-4 вариант знаменитого моторчика Cummins ISF 2.8 (лицензионно производился в Китае) . Он заслужил репутацию выносливого: при замене масла каждые ~8–10 тыс. км спокойно ходит 200+ тыс. км без капремонта. Коробки передач на Wingle – тоже от именитых производителей: 5-ступенчатая «механика» на ранних – лицензионный Mitsubishi, 6-ст МКПП и даже 6-ст автомат Punch Powerglide ставились на Wingle 7. Полный привод – типичный part-time с жестким подключением, что надежнее электроники, хоть и менее удобно. Раздатка и мосты – копия агрегатов Toyota. Благодаря таким решениям механическая часть Wingle получилась достаточно надежной: например, владелец Wingle 5 с пробегом 100 тыс. км отмечает: «Проехал почти 100 000 км, особых проблем не было… Надежный автомобиль» . Другой пишет: «За 4 года эксплуатации никаких существенных поломок… доволен как слон» .


Основные слабости Wingle связаны скорее с качеством сборки и материалов: электроника (генератор, стартер) могла потребовать ремонта после 3–4 лет; уплотнители дверей дубеют на морозе; кузовной металл тонкий – легко проминается в кузове от нагрузок. Подвеска по нашим дорогам служит удовлетворительно: стойки и шаровые ходят 50–70 тыс. км, но втулки стабилизатора и сайлентблоки лучше менять чаще (каждые ~40 тыс.). Зато двигатель, трансмиссия и рама – скелет пикапа – весьма выносливы. Владельцы часто отмечают, что по надежности узлов Wingle не хуже, чем старые «японцы»: например, ресурс сцепления 100–120 тыс. км, ТНВД Bosch служит долго при чистой солярке, а зазоры клапанов у бензинки регулируются гидрокомпенсаторами либо винтами (простая процедура).


Отзывы и сравнение: В России Great Wall Wingle часто покупали как альтернативу подержанному японскому пикапу или УАЗу. Многие остались довольны: «Превосходный авто. Большой, вместительный, экономичный, надёжный (ни разу не подвёл)» – пишет один из владельцев . Конечно, надо понимать класс автомобиля: управляемость утилитарная (пустой задок может «козлить» на кочках ), уровень комфорта низкий. Но для сельской местности или бизнеса Wingle стал палочкой-выручалочкой. Тем более, что стоимость владенияневысока: запчасти подходят от японских аналогов (например, тормозные колодки – от Isuzu D-Max, фильтры – от Mitsubishi, и т.д.), расход топлива дизеля ~10 л/100 км – весьма умеренный. На фоне УАЗов Wingle выигрывает экономичностью и большей надежностью двигателя, на фоне дорогих Toyota Hilux – ценой и дешевизной обслуживания. Из минусов отмечали слабое ЛКП и коррозию – как уже говорилось, без антикора могут через 5–6 лет появиться рыжики. Также претензии были к дилерскому сервису в прошлые годы (вялое гарантийное обслуживание) – сейчас сеть GWM улучшилась. В целом Great Wall Wingle – это честный рабочий пикап: ничего лишнего, но и без критических недостатков. Он доказал, что китайская техника может быть простой и надежной.



Сравнение с конкурентами: китайцы vs. Polo и Rio



Разумеется, при выборе бюджетного автомобиля с пробегом у россиян до недавнего времени фаворитами были модели вроде VW Polo Sedan или Kia Rio/Solaris. Насколько же оправдан переход на китайские авто по сравнению с этими «народными» машинами?


Надежность узлов: Бензиновые атмосферные моторы Polo/Rio славятся ресурсом (300+ тыс. км) и простотой. Китайцы же теперь тоже предлагают надежные агрегаты, нередко разработанные при участии мировых инжиниринговых компаний. Например, двигатели Chery и Geely создавались вместе с AVL и Volvo , а по ресурсу уже сейчас оцениваются в 250–300 тыс. км – сопоставимо с конкурентами. Конечно, турбомоторы более требовательны к обслуживанию (чаще менять масло, не экономить на бензине), но при грамотной эксплуатации их надежность высока. Стоит упомянуть, что у Kia Rio поколения 2011–2016 были проблемы с катколлектором (осыпался керамический нейтрализатор, частицы повреждали цилиндры) – достаточно серьезная конструктивная ошибка. Китайские производители таких просчетов стараются избегать: напротив, они зачастую делают моторы «с запасом прочности». Например, на Haval Jolion турбина дует сравнительно мягко (143 л.с. с 1.5 л) , да и многие китайские турбомоторы имеют чугунный блок, чего уже не встретишь у европейцев – все ради ресурса. В итоге отзывы показывают, что массовых поломок двигателей или коробок на новых «китайцах» не происходит даже после 3–5 лет эксплуатации . Владельцы ставят надежности 4–5 баллов, то есть примерно на уровне привычных Polo/Rio . Например, владельцы Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro в среднем оценивают надежность своих авто на 4,3–4,5 из 5 – практически как у Kia Rio X-Line или Hyundai Creta . Это говорит о выровнившемся уровне качества.


Стоимость владения и ремонтопригодность: Условный VW Polo выигрывает доступностью запчастей – деталей полно в любом магазине и на разборках, цены низкие. Но и китайские марки в этом плане сделали шаг вперед. Во-первых, многие узлы унифицированы: например, роботизированная КПП на Geely – копия агрегата от VAG, сцепления для нее производит Luk, что облегчает поиск и снижает цену. Тормозные колодки, фильтры, свечи – на большинство новых китайских моделей уже есть аналоги от Bosch, NGK и др., т.к. китайцы используют стандартизированные размеры. Во-вторых, китайские бренды активно наращивают локальное присутствие: Haval и Exeed открыли склады запчастей в РФ, Chery организует поставки через собственную сеть. По оценке журнала «За рулём», стоимость ТО и типовых деталей на популярные Chery/Haval уже сравнялась с Kia/Hyundai. Да, пока редкие детали (кузовщина, оптика) могут быть дороги из-за пошлин, но с расширением дилерской сети (а она растет, несмотря на перестройки) цены постепенно снижаются. Кроме того, китайцы часто дают длительную гарантию – 5-7 лет на двигатель и коробку – чего не было у VW/Kia. На вторичке это означает, что покупая 3-летний Haval, вы можете еще 2-3 года обслуживаться по гарантии, экономя на ремонтах – явный плюс перед Polo 2017 г., гарантия которого давно кончилась.


В плане ремонтопригодности сами китайские авто стали технологичнее, но не сложнее европейских. Электрооборудование – CAN-шина, модули – аналогично Volkswagen. Диагностика доступна (есть мультимарочные сканеры, китайцы даже публикуют сервис-мануалы в открытом доступе). Механика – подвески типа МакФерсон/многорычаг, ничего экзотического. Например, рулевая рейка на Geely Coolray – практически копия рейки Volvo (включая артикулы с логотипом Volvo), а стойки стабилизатора – стандартные, их можно подобрать от других брендов. Таким образом, при поломке можно либо купить оригинал через дилера, либо найти аналог. С появлением большого числа «китайцев» на дорогах в 2022–2023 гг., сервисмены набрали опыт, и ремонтом этих машин занимаются уже не только официалы, но и обычные гаражные СТО.


Комфорт и оснащение: Тут китайские модели часто превосходят своих традиционных конкурентов. Например, сравним сопоставимые по цене варианты на вторичке: за ~1,2 млн руб можно взять 3–4-летний Polo Sedan в средней комплектации или 3-летний Chery Tiggo 4. Китайский кроссовер предложит более богатое оснащение(камера заднего вида, мультируль, климат-контроль, подогревы – у Polo того периода многое из этого было опцией). Качество материалов уже не минус: как отмечают владельцы, «материалы салона у Rio хуже», чем в сопоставимом Chery Tiggo . То есть китайцы подтянулись до уровня корейцев, а в чем-то и обошли. Простор также часто больше: многие китайские авто чуть габаритнее (например, седан JAC J7 по размеру ближе к Octavia, но стоит как Polo). Есть, правда, нюансы адаптации – упомянутые отсутствие некоторых привычных опций (не всегда есть обогрев лобового, например, хотя ситуация улучшается – в новых поставках для РФ эти опции добавляют).


Качество сборки и ресурс мелочей: Известно, что старый Polo славится выносливой подвеской и крепким кузовом – может и 10–15 лет отбегать по нашим дорогам. У китайских машин такой «стаж» впереди, но первые наблюдения обнадеживают. Подвески на новых китайских кроссоверах (Haval, Chery) переживают 50–60 тыс. без замен – практически аналогично Rio/Creta. Кузова не рассыпаются от ржавчины – антикор есть. Электрикаиногда глючит (как и на европейцах с их DSG, турбинами и ЭБУ), но что важно – силовые узлы держатся. В целом ощущение такое, что китайские бренды сделали выводы: они перестраховываются в важных вещах (сталь покрепче, блоки цилиндров не максимально облегченные, трансмиссии – лицензии проверенных), а экономят скорее на второстепенном (резинки, программная оптимизация). Но ведь и у Polo были «болячки» – гремящие двери, текучие стойки стабилизатора, слабый свет фар. Так что по мелочам примерно паритет, а по крупным агрегатам китайцы уже не уступают.


Ликвидность и гарантия: Раньше большим минусом китайских авто была низкая ликвидность на вторичке – их сложно было потом продать. Сейчас ситуация изменилась: спрос на подержанные «китайцы» высокий (темпы роста продаж +50–100% в год ). Например, тот же Coolray или Tiggo 7 Pro продать сейчас гораздо легче, чем 5 лет назад Lifan. Конечно, европейские Polo/Rio по-прежнему уважают, но учтем, что новые Polo и Rio официально не продаются с 2022 года – парк этих машин стареет, а китайцы наоборот моложе и их много. Потому через 2–3 года не исключено, что легче будет продать 5-летний Haval, чем 8-летний VW.


В пользу китайцев играет и гарантия. Как уже сказано, многие марки дают 5-6 лет гарантии на основные узлы. Покупая 2-3-летний автомобиль китайского бренда, вы часто получаете остаток гарантии. С Polo/Rio такой номер сейчас не пройдет – их гарантийный срок (3 года) обычно уже истек к моменту перепродажи. Это снижает риски внезапных трат для владельца «китайца».


Безопасность: Немаловажно и то, что новые китайские модели уже проходят краш-тесты по мировым методикам и получают 5 звезд в C-NCAP, а некоторые – и в Euro NCAP (например, Geely Coolray под именем Proton X50 получил 5 звезд ASEAN NCAP ). Polo седан индийской сборки в свое время имел посредственные результаты краш-тестов (3 звезды Latin NCAP). Конечно, это не прямая заслуга надежности, но важный фактор уверенности в машине.


Таким образом, в сравнении с популярными ранее VW Polo, Kia Rio и прочими одноклассниками, современные китайские автомобили не уступают по надежности основных узлов, а часто превосходят по уровню оснащения и свежести технологий. Да, у китайцев еще есть куда расти – например, чрезмерно сложная электроника иногда вызывает вопросы, или настройки «на любителя». Но в целом аргумент «китайцы ломаются» сегодня уже не подтверждается фактами – по крайней мере на пробегах до 100 тысяч. Реальные владельцы подтверждают: «на первых порах все очень даже неплохо» , «за 30 тыс. ничего не сломалось, не гремит, не подвело» . А ведь эти слова – лучшая рекомендация от практиков.



Почему китайский авто – разумный выбор в 2024–2025 гг.?



Обобщая проведенное исследование, можно сделать несколько выводов о надежности и перспективах китайских машин для российского автовладельца сегодня:


  • Качество выросло многократно: Китайские бренды проделали путь от копирования устаревших моделей до разработки собственных машин мирового уровня за 10–15 лет . Сейчас их продукция успешно экспортируется во многие страны, проходит сертификацию по строгим стандартам (краштесты, экология) и по надежности приближается к лидерам отрасли. Применение проверенных технологий (AVL, Volvo, Mitsubishi, Bosch и т.д.) и найм лучших специалистов (дизайнеров из Porsche, инженеров из BMW) дали результат – основные агрегаты китайских авто теперь ресурсные и отлаженные. Как мы увидели на примерах, ни Coolray, ни Jolion, ни Tiggo 7 Pro не имеют хронических проблем с двигателями или трансмиссиями – это главный показатель.

  • Реальный опыт владельцев – позитивный: Если раньше репутацию «китайцев» портили истории про рассыпавшиеся шаровые и гнилые пороги, то свежие отзывы рисуют иную картину. Большинство владельцев довольны надежностью – многие прямо пишут, что их опасения не подтвердились, а проблемы оказались мелкими и редкими. Средние оценки надежности 4–5 из 5 говорят сами за себя . Особенно радует, что в такси и каршеринге китайские модели тоже проявили живучесть (ресурсные испытания на 100 тыс. км проходят без критических сбоев ). Несколько лет активной эксплуатации подтвердили: китайские авто способны выдерживать российские условия – будь то морозы, плохие дороги или долгие пробеги.

  • Лучшее оснащение за те же деньги: Надежность – это не единственный критерий, и в других аспектах китайские машины дают серьёзные преимущества. За сопоставимую цену вы получаете более свежий автомобиль (в силу массового ввоза 2020–2023 гг.), обычно с гарантией и более богатой комплектацией. Комфорт российских водителей существенно возрос: подогрев руля, камера 360°, адаптивный круиз – всё это теперь доступно в «китайце» по цене базового Rio. Таким образом, стоимость владения снижается не только за счет надежности, но и за счет меньших затрат на допоборудование и ремонт (часто просто не требуется дооснащать или что-то переделывать).

  • Адаптация к России и локализация: Китайские компании серьезно пришли на наш рынок – открыты заводы (Haval, возможно Chery/Omoda на подходе), налажены склады запчастей, расширяется дилерская сеть. Это означает, что и через 5–10 лет владельцы не останутся один на один с редким автомобилем – будет и сервис, и детали. В условиях, когда многие западные бренды покинули РФ, китайцы заполнили вакуум и намерены закрепиться. За 2023 год доля китайских марок в продажах новых авто достигла ~45–50%, фактически диктуя условия на рынке . Для потребителя это плюс: конкуренция между Chery, Haval, Geely и др. заставляет их улучшать качество и удерживать цены адекватными.

  • Перспектива и остаточная стоимость: Покупая сейчас китайский автомобиль 2020–2022 гг. выпуска, можно ожидать, что через несколько лет он сохранит приличную остаточную стоимость. Стигма «китайское = плохое» постепенно исчезает, и на вторичном рынке формируется новое отношение. Более того, с ростом парка появится и больше независимых сервисов и дешевых неоригинальных запчастей – эксплуатация станет ещё выгоднее. То есть долговременное владение «китайцем» уже не представляет проблем.



Подводя итог, китайские автомобили образца 2024–2025 гг. – это уже не эксперимент, а рациональный выбор для широкого круга российских автолюбителей. Они предлагают современный уровень надежности, подтвержденный реальными отзывами и тестами, при этом дают больше комфорта и опций за те же деньги. Конечно, у каждой модели есть свои особенности и мелкие недочеты – как и у любых автомобилей. Но страшилки прошлых лет о «одноразовых китайцах» более не актуальны. Если российский покупатель хочет свежий, технологичный и при этом надежный автомобиль на каждый день – он всё чаще смотрит в сторону брендов из КНР. И судя по тенденциям рынка, это доверие оправдано конкретными фактами и эксплуатационным опытом.

Использованные источники



  • Автостат-Инфо / Motor.ru – статистика продаж подержанных китайских авто в РФ 2024 г. 

  • Autonews.ru – аналитика по популярным моделям на вторичке (2024)

  • За рулём – обзор надежности Chery Tiggo 7 Pro с пробегом

  • Sport24 – анализ ресурса двигателей Chery (1.5 Turbo)

  • За рулём – обзор Geely Coolray, технические детали двигателя и коробки

  • Quto.ru – мнения владельцев Haval Jolion о надежности

  • Drom.ru / Авто.ру – отзывы владельцев Great Wall Wingle (выдержки)

  • 74.ru – аналитическая статья о плюсах/минусах новых китайских авто

  • Wikipedia / официальные данные – характеристики двигателей и производства (Haval Jolion, др.)

  • Прочие: комментарии на профильных форумах (Chery Club, и т.д.) для оценки материалов и сравнений .



Каждый факт, приведенный в статье, опирается на проверенные источники – отраслевые издания («За рулём», Autonews, Quto), официальные заявления или массовые отзывы владельцев на авторитетных площадках (Drom, Auto.ru). Такой всесторонний подход позволяет уверенно заключить: современные китайские автомобили надежны и практичны – а значит, заслуживают внимания российского потребителя.

 
 
 

Comentarios

Obtuvo 0 de 5 estrellas.
Aún no hay calificaciones

Agrega una calificación
bottom of page